Основы военного законодательства РФ

Глава I

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Вооруженные Силы Российской Федерации

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Российские Вооруженные Силы образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г.

Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

Сегодня одной из важнейших задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания, которое составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, сегодня приходится решать и принципиально новую задачу — осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Свою деятельность Вооруженные Силы осуществляют на базе Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, Федеральным законом «Об обороне», о Вооруженных Силах, а также другими законами в области обороны.

Инженерные войска — специальные войска, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения боевых действий, требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику применением инженерных боеприпасов.

Огромный вклад в развитие инженерных войск, как и всей армии, внес Петр I. Полководческое дарование подсказало ему, что успех боевых действий во многом зависит от уровня развития военно-инженерного дела.

Трехсотлетняя история становления и развития инженерных войск ведет свой отсчет с эпохи создания Петром I регулярной русской армии и подписания 21 января 1701 года Указа о создании первой инженерной школы.

Основы военного законодательства

Общие положения. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах, направленный на защиту Отечества от агрессии.

Основу законодательной базы военной службы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные загоны; «Об обороне»; «О воинской обязанности и военной службе»; «О статусе военнослужащих», Уголовный кодекс Российской Федерации, воинские уставы и другие законодательные акты Российской Федерации.

Закон в широком смысле слова это все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. Законом является нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, через референдум) и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Правопорядок одна из составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающиеся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали и др.).

В войнах и вооруженных конфликтах участвуют большие массы людей, которые должны быть управляемы, применяется множество разнообразных материально-технических средств, которые должны использоваться с максимальной эффективностью. Единственный способ объединения этих людей в соответствии с требованием вооруженной борьбы — это установление определенного порядка, правил их поведения.

Воинский правопорядокспособствует сплочению воинского коллектива, укреплению морально-психологического состояния личного состава. Каждый военнослужащий, занимаясь той или иной деятельностью, уверен в том, что его сослуживцы, каждый на своем месте, действуют в строго определенном порядке, вместе с ним.

Пути и средства достижения твердого воинского правопорядка закреплены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил и Уголовном кодексе Российской Федерации.

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

Правонарушение— в широком смысле слова антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. К правонарушениям относятся преступления, проступки, дисциплинарные проступки.

Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Проступок обобщающий термин, обозначающий правонарушение, влекущее по законодательству Российской Федерации дисциплинарную либо административную ответственность. Проступок считается социально вредным деянием.

Дисциплинарный проступок — это нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка, либо норм морали и воинской чести, за которое на основании и в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание или к нему применены нормы общественного воздействия.

К грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся:

· опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;

· опоздание или самовольный уход со службы;

· нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства;

· исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

· нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;

· нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

· промотание или утрата военного имущества;

· проступки в общественных местах во внеслужебное время.

Преступление — это виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания (ст.14 УК РФ).

Происшествие— это событие, повлекшее несчастный случай с гибелью или тяжелым увечьем людей, причинение существенного материального ущерба или другие тяжкие последствия при отсутствии состава преступления в действиях военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской федерации.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на:

преступления небольшой тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы;

преступления средней тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершения которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы;

тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;

особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к другим видам ответственности или применения мср общественного воздействия.

Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка,

Преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ОСНОВЫ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах, направленный на защиту Отечества от агрессии.

Это важно знать:  Ст 328 УК РФ с комментариями

Основу законодательной базы военной службы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», воинские уставы и другие законодательные акты Российской Федерации.

Закон– нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, через референдум) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Правопорядок– одна из составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали и др.).

В войнах и вооруженных конфликтах участвуют большие массы людей, которые должны быть управляемы, применяется множество разнообразных материально-технических средств, которые должны использоваться с максимальной эффективностью. Единственный способ объединения этих людей в соответствии с требованием вооруженной борьбы – это установление определенного порядка, правил их поведения.

Воинский правопорядокспособствует сплочению воинского коллектива, укреплению морально-психологического состояния личного состава. Каждый военнослужащий, занимаясь той или иной деятельностью, должен быть уверен в том, что его сослуживцы, каждый на своем месте, действуют в строго определенном порядке, вместе с ним.

Пути и средства достижения твердого воинского правопорядка закреплены в федеральных законах, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, приказах и директивах Министра обороны Российской Федерации.

Правонарушениев широком смысле слова – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. К правонарушениям относятся преступления, проступки, дисциплинарные проступки.

Военнослужащие в зависимости от правонарушения могут привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, материальной или уголовной ответственности.

Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проступок – обобщающий термин, обозначающий правонарушение, влекущее по законодательству Российской Федерации дисциплинарную либо административную ответственность. Проступок считается социально вредным деянием.

Дисциплинарный проступок – это нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка либо норм морали и воинской чести, за которое на основании и в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание или применены нормы общественного воздействия.

опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;

опоздание или самовольный уход со службы;

нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства;

исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

промотание или утрата военного имущества;

проступки в общественных местах во внеслужебное время.

Воинская дисциплинаесть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. При этом к ним не могут быть применены административные взыскания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 161 – ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», которым установлены условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее – военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формированиях.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

имущество воинской части (далее – имущество) – все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горючее и смазочные материалы, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее – ущерб) – утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Материальная ответственность военнослужащих может быть ограниченной или полной.

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Ограниченная материальная ответственность – это ответственность за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, – не более двух окладов месячного денежного содержания.

В полном размере ущерба военнослужащие несут материальную ответственность в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействий) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания (ст. 14).

Происшествие – это событие, повлекшее несчастный случай с гибелью или тяжелым увечьем людей, причинение существенного материального ущерба или другие тяжкие последствия при отсутствии состава преступления в действиях военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления классифицируются следующим образом.

Преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Это важно знать:  Положение о мобилизационном резерве

Преступления средней тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы,

Тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воинской дисциплины и общественного порядка.

§ 41. Правовые основы военной службы

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей.

Основная задача военной службы — постоянная целенаправленная подготовка к вооружённой защите или вооружённая защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Военная служба в России всегда считалась почётной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней служб, соблюдение требований воинской дисциплины.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности.

Граждане, поступившие на военную службу, принимают военную присягу на верность своей Родине — Российской Федерации.

Одним из принципов строительства Вооружённых Сил Российской Федерации является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчинёнными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршал Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офицеры. Сержанты и старшины являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчинённому приказы и требовать их выполнения. Подчинённые обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства.

На основании положений Конституции Российской Федерации разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются правовые вопросы обороны и военного строительства. Базовым правовым актом военного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», в котором определены:

  • основы и организация обороны Российской Федерации;
  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации;
  • функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц;
  • права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны;
  • силы и средства, привлекаемые для обороны;
  • ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны;
  • другие нормы, касающиеся обороны.

Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Порядок организации воинского учёта граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и её прохождения определён в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (см. § 33, 34).

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские.

Выводы

  1. Военная служба требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей.
  2. Организация военной службы нормативно закреплена в законодательстве и Конституции Российской Федерации.
  3. Общевоинские уставы регламентируют повседневную жизнь воинских частей.

Вопросы

  1. В чём заключаются особенности военной службы как вида федеральной государственной службы?
  2. Каково основное предназначение военной службы?
  3. В чём выражается принцип единоначалия в строительстве Вооружённых Сил Российской Федерации?
  4. Каким из уставов регламентируется, на ваш взгляд, строевая подготовка в воинских частях?

Задания

  1. Подготовьте краткое сообщение об основных федеральных законах Российской Федерации, которые определяют правовые основы военной службы.
  2. Подготовьте сообщение на тему «Значение Конституции Российской Федерации в нормативно-правовом обосновании военной службы».

Дополнительные материалы к § 41

Конституция Российской Федерации об обороне страны

Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается прежде всего на Конституции Российской Федерации.

Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59). Главой государства является Президент Российской Федерации, он принимает меры по охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу, в которой клянётся при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу (статьи 80, 82).

Рис. В Вооружённых Силах подчинённые обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника

Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации дано право:

  • формировать и возглавлять Совет Безопасности;
  • утверждать военную доктрину Российской Федерации;
  • назначать и освобождать высшее командование Вооружённых Сил (статья 83).

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами и в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных её местностях военное положение (статья 87).

Меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности осуществляет Правительство Российской Федерации (статья 114).

Законодательство о воинской обязанности и военной службе в РФ (стр. 1 из 6)

Краснодарский юридический институт МВД РФ

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно — технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Это важно знать:  ФЗ 138 об обеспечении конституционных прав граждан

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.

1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Законами от 22 января 1993 г.

«О статусе военнослужащих» и от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации и их виды.

Решение о создании Вооруженных Сил Российской Федерации было принято 7 мая 1992 г. на основе принципов: подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти; соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; многонациональной кадровой армии, комплектуемой военнослужащими путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления (по контракту); единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права и мирового опыта военного строительства.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, федеральным законом о Вооруженных Силах Российской Федерации и другими законами Российской Федерации в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона об обороне личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военно-обученных людских ресурсов.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

Автор статьи
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.
Следующая
Общие вопросыОснования для проведения служебной проверки

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector