ФКЗ о военном положении

Рассматриваемый закон состоит из 23 статей, размещенных в пяти главах.

Военное положение: понятие, условия введения

Сначала нужно разобраться, что же такое военное положение? Согласно ст. 1 Закона военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военное положение, как следует из определения, вводится только при военной агрессии против нашей страны или при возникновении непосредственной угрозы такой агрессии.

Военное положение может ввести только Президент России, который издает специальный указ на этот счет. Военное положение может быть введено как на территории всей страны, так и в отдельных районах.

После введения военного положения может быть объявлена всеобщая или частичная мобилизация. Согласно ст.

1 Закона последствиями введения военного положения могут являться:

Статья 3 Закона перечисляет случаи, когда действия другого государства образуют акт агрессии против России:

  • вторжение или нападение войск иностранного государства на территорию России;
  • аннексия части территории России с применением вооруженных сил;
  • бомбардировка территории России или применение другого оружия;
  • блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства;
  • нападение вооруженных сил иностранного государства на вооруженные силы России в независимости от места их дислокации;
  • действия иностранного государства, позволяющие использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;
  • засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России.

Указ Президента России о введении военного положения незамедлительно публикуется и объявляется во всем СМИ. Этот указ должен быть утвержден Советом Федерации в кратчайшие сроки, в противном случае военное положение не вводится.

Военное положение: последствия введения

Очень важно представлять себе, в чем конкретно будет выражаться введение военного положения для конкретного человека или территории. Закон разделяет меры военного положения для территории, на которых введено военное положение, и для остальных частей страны.

Так, в местностях, в которых было введено военное положение могут быть применены следующие меры:

  1. усиливается охрана общественного порядка, военных, важных государственных и специальных объектов, а также других предусмотренных законодательством важных объектов;
  2. вводится особый режим работы объектов транспорта, коммуникаций, связи, энергетики и т.д.;
  3. эвакуация хозяйственных, социальных и культурных объектов, переселение местных жителей в безопасные районы;
  4. установление особого режима въезда и выезда на соответствующей территории, а также ограничение свободы передвижения по территории;
  5. приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность России;
  6. привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и других необходимых работ;
  7. изъятие для нужд обороны имущества у граждан и организаций;
  8. запрет или ограничение на выбор места пребывания или места жительства;
  9. введение запрета или ограничений на проведение массовых мероприятий;
  10. запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  11. ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  12. запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;
  13. предоставление органам государственной власти права осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а также задержание граждан и транспортных средств;
  14. запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
  15. у граждан может производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
  16. установление контроля за работой объектов транспорта, коммуникаций, связи, типографий, вычислительных центров, средств массовой информации, а также их использование для нужд обороны;
  17. запрещается работа индивидуальных приемопередающих радиостанций;
  18. введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
  19. изоляция граждан иностранного государства, которое воюет с Россией;
  20. запрет или ограничение выезда граждан за границу;
  21. усиление режима секретности в органах государственной власти;
  22. прекращение деятельности на территории России отдельных иностранных и международных организаций;
  23. запрет на проведение выборов и референдумов.
Это важно знать:  Чля чего предназначены специальные войска предназначены

В соответствии со ст. 8 Закона на территориях, на которых не было введено военное положение могут быть приняты следующие меры:

  • временные ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • изменение форм собственности организаций;
  • изменения в режиме трудовой деятельности и т.д.

Реализация указанных выше мер осуществляется Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями России.

Также в Законе подробно определяются полномочия Президента России, палат Федерального собрания России, Правительства России, федеральных и региональных органов исполнительной власти, судов, органов прокуратуры и Следственного комитета РФ во время действия военного положения.

В соответствии со ст. 18 Закона граждане продолжают пользоваться гарантированными им конституционными правами, кроме тех прав, которые были ограничены в связи с военным положением. Граждане, находящиеся на территории, где объявлено военное положение, должны выполнять следующие обязанности:

  1. выполнять требования органов государственной власти, оказывать содействие им;
  2. являться по вызовам в органы государственной власти;
  3. выполнять требования, предъявленные к ним государством в предписаниях, повестках и распоряжениях;
  4. участвовать в работах на нужды обороны и других сопряженных с ними мероприятиях;
  5. предоставлять свое имущество для нужд обороны.

После того, как отпали основания для отмены военного положения, Президент России своим указом отменяет военное положение.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (с изменениями и дополнениями)

Глава III. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (ст.ст. 11-17)

Статья 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения

1. Для обеспечения режима военного положения федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:

1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

4) оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, федеральными органами исполнительной власти на основании указов Президента Российской Федерации осуществляются следующие полномочия:

1) обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

Это важно знать:  Что входит в общую продолжительность военной службы

3) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;

4) организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, привлечения граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

5) изъятие в соответствии с федеральными законами транспортных средств и другого необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

6) установление запретов или ограничений на выбор места пребывания либо места жительства на территории, на которой введено военное положение;

7) установление ограничения движения транспортных средств и порядка осуществления их досмотра;

8) установление запрета на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, при необходимости осуществление проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств;

9) установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

10) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, организация использования их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

11) осуществление военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами, и определение полномочий таких органов;

12) обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о приостановлении деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

13) обеспечение интернирования (изоляции) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

14) установление запретов или ограничений на выезд граждан за пределы территории Российской Федерации;

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

15) обеспечение введения в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

16) определение порядка и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

17) обеспечение на территории, на которой введено военное положение, особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

18) обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о прекращении деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

3. По вопросам своей деятельности федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.

Закон 1-ФКЗ «О военном положении» на страже безопасности страны

Федеральный конституционный закон о чрезвычайном военном положении принят Госдумой 27 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года. Документ регламентирует введение особого правового режима, который устанавливается во всей стране или на территории ее некоторых субъектов для отражения или предотвращения агрессии внешнего противника.

Это важно знать:  Место постоянного пребывания Верховного суда РФ

Закон состоит из 23 статей, разбитых на пять глав.

Общие положения

Статья 1 содержит общие положения, которые поясняют цель введения военного положения – формирование необходимых условий для блокирования агрессивных действий в отношении РФ. Момент начала исчисления особого режима устанавливаются указом главы государства. В этот период могут действовать следующие меры:

  • ограничение некоторых прав и свобод граждан;
  • приостановка работы предприятий любых организационно-правовых форм;
  • возложение дополнительных обязанностей на население.

В статье 3 закона 2002 г.№ 1-ФКЗ «О военном положении» приводится исчерпывающий перечень актов агрессии против Российской Федерации, выступающих причинами перехода к особому режиму. К ним относится:

  • блокада портов и прибрежной территории ВС зарубежных государств;
  • осуществление бомбардировки или использование вооружения против РФ;
  • вторжение, оккупация либо нападение ВС зарубежных стран на РФ, а также факты аннексии;
  • нападение ВС зарубежных стран на представителей Вооруженных Сил РФ;
  • отправление каким-либо государством вооруженных формирований с целью выполнения агрессивных актов против РФ;
  • предоставление зарубежным государством своей территории другой стране для выполнения агрессивных действий против РФ.

Важно! Введение военного положения может быть также вызвано несоблюдением зарубежным государством действующего устава ООН, а также нормативных актов международного права.

Обеспечение военного положения

Закон о чрезвычайном военном положении в РФ наделяет полномочиями государственные органы власти и военного управления, позволяющими предпринимать меры для обеспечения особого правового режима. В статье 7 изложен перечень подобных мероприятий:

  • эвакуация населения, а также важных социально-экономических и культурных объектов;
  • временное ограничение деятельности ряда политических партий и общественных организаций, которые ведут деятельность, угрожающую безопасности страны;
  • организация специального режима въезда и выезда с территории, где введено военное положение;
  • установление особого режима функционирования объектов жизнеобеспечения;
  • привлечение населения к деятельности, связанной с оборонными нуждами и ликвидацией последствий атаки противника;
  • ужесточение мер поддержания общественного порядка, охраны важнейших государственных и социальных объектов, а также систем коммуникаций;
  • ограничение публичных мероприятий политического характера (митинги, шествия), забастовок, передвижения транспортных средств, выбора места пребывания, поездок за пределы РФ;
  • установление военной цензуры и другие меры.

Важно! 1-ФКЗ о военном положении также регламентирует ограничение на выполнение экономической и финансовой деятельности с целью изготовления товаров для государственных нужд.

Одной из ключевых задач военного положения является создание условий для обеспечения особого правового режима. С этой целью привлекаются ВС РФ и другие воинские формирования, которые поддерживают въездной и выездной режим с территории, принимают участие в эвакуационных и спасательных мероприятиях, охране общественного порядка и жизненно важных объектов, занимаются пресечением деятельности террористических и бандитских группировок.

Порядок управления

Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.

В соответствии со статьей 11 федерального конституционного закона от 30 января 2002 года ключевыми полномочиями в условиях военного положения наделяется глава государства. На него возлагается руководство процедурой обеспечения ВП и контроль за исполнением соответствующих мер.

Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.

Правовой статус граждан

Во время объявленного военного положения на граждан продолжают распространяться конституционные свободы и права, кроме тех, ограничение которых допускает закон о военном положении. Кроме того, они обязаны подчиняться требованиям федеральных и региональных органов власти, а также принимать участие в работах для нужд обороны и предоставлять с этой целью имущество.

Автор статьи
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.
Следующая
Общие вопросыЧто входит в стаж муниципальной службы

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector