+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что входит в общую продолжительность военной службы

Содержание статьи

Предусмотрены ли льготы на санаторное лечение для мичманов/прапорщиков?

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные пенсионеры имеют право наоплату путевки на санаторно-курортное лечение/

Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона: 5. Офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более.

А имеет ли такие льготы военный пенсионер мичман, имеющий льготную выслугу 25 лет (календарных 15)?

А имеет ли такие льготы военный пенсионер мичман, имеющий льготную выслугу 25 лет (календарных 15)?

Если речь о праве на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение — то нет.

В законе на этот счет сказано предельно ясно —

5. Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей — 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

В силу положения о порядке прохождения военной службы

7. Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

Таким образом, для реализации указанного права необходимо наличие 20 лет военной службы в календарном исчислении

Срок военной службы

Кто подлежит призыву на военную службу? От чего зависит продолжительность срока службы и как этот срок исчисляется?

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон).

Военную службу проходят как граждане РФ – по призыву и в добровольном порядке по контракту, так и иностранные граждане – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях [1].

Порядок прохождения военной службы определяется Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы [2] (далее – Положение) и иными нормативными правовыми актами РФ.

Срок военной службы установлен ст. 38 Закона – отдельно для службы по призыву и по контракту. Так, тех, кто был призван на военную службу после 1 января 2008 г., срок службы составляет 12 месяцев. «Контрактник» же служит столько времени, на сколько заключен с ним контракт.

Продолжительность военной службы по контракту

Первый контракт о прохождении военной службы заключается:

  1. с военнослужащим, проходящим службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание (далее – звание) солдата, матроса, сержанта, старшины, – на три года;
  2. с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на должность, для которой штатом предусмотрено звание солдата, матроса, сержанта, старшины, – на пять лет;
  3. с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено звание прапорщика, мичмана или офицера (за исключением категорий граждан, указанных в п. 5), – на пять лет;
  4. с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении по программе высшего профессионального образования (на время обучения и пять лет военной службы после его окончания) и среднего профессионального образования (на время обучения и три года военной службы после его окончания);
  5. с гражданином, прошедшим военную подготовку в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и поступающим непосредственно после окончания указанного учреждения на военную службу на должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, – на три года или пять лет.

С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, первый контракт может быть заключен и на меньший срок. Это возможно, если общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года или пять лет.

Кроме того, если служащий по призыву захочет поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств либо для участия в поддержании или восстановлении международного мира, контракт с ним может быть заключен не ранее чем за месяц до истечения срока военной службы и на срок от шести месяцев до года.

Это важно знать:  Санаторно курортное лечение для военнослужащих

Военнослужащий (гражданин), который проходит военную службу по контракту и желает продолжить служить, может заключить новый контракт на три года, пять или десять лет, а также на неопределенный срок в соответствии с п. 5 ст.

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

38 Закона и п. 5 ст.

9 Положения. Указанными нормами предусматривается заключение контракта и на иной срок – например, до наступления предельного возраста пребывания на военной службе [3].

Как исчисляются сроки военной службы?

Срок военной службы исчисляется с начала военной службы, которым согласно п. 10 ст. 38 Закона считается:

  • для граждан, не пребывающих в запасе, которые призваны на военную службу, – день присвоения воинского звания рядового;
  • для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта;
  • для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, – дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Положения срок военной службы истекает:

  • для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в соответствующее число последнего месяца срока службы;
  • для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта или в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

Окончание военной службы

Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Из списков личного состава воинской части военнослужащий должен быть исключен в день истечения срока его военной службы. Это правило не распространяется на случаи, когда военнослужащий:

  • находится на стационарном лечении;
  • находится в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком (данный пункт касается только женщин);
  • проходит военную службу по призыву и по желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, которое перевозит военнослужащих, увольняемых в запас;
  • участвует в походах кораблей;
  • находится в плену, в положении заложника или интернированного;
  • безвестно отсутствует (до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим);
  • является подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления и в его отношении избраны меры пресечения в виде заключения под стражу (гауптвахта) или наблюдения командования воинской части.

Время, которое не засчитывается в срок военной службы

В срок военной службы не засчитывается время, когда военнослужащий:

  • пребывает в дисциплинарной воинской части;
  • осужден и отбывает арест;
  • отбывает дисциплинарное взыскание в виде ареста;
  • самовольно оставил воинскую часть или место военной службы на срок более 10 суток (независимо от причин).

Время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок военной службы при условии безупречной службы военнослужащего. Принять такое решение в отношении военнослужащего, освобожденного из дисциплинарной воинской части, может командующий войсками военного округа или командир (начальник), ему равный или выше.

При этом должен быть соблюден порядок, определяемый руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Общая продолжительность военной службы включает в себя все время службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определяется она в календарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении. Например, один месяц службы засчитывается за три.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.

[1] Сокращения «другие войска» и «воинские формирования» приведены в статье в соответствии с п. 1 ст.

2 Закона.
[2] Положение «О порядке прохождения военной службы» утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

[3] Предельный возраст пребывания на военной службе установлен ст. 49 Закона.

Возрастные пределы варьируются в зависимости от воинского звания. Для женщин предусмотрен отдельный предельный возрастной порог.

Что входит в общую продолжительность военной службы

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Исчисление льготной выслуги лет для реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

Согласно п. 5 ст.

10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Это важно знать:  Предельный возраст пребывания на службе в ОВД

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим — Постановлением Правительства Российской Федерации «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» от 14 июля 2000 г.

N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п.

5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п.

5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п.

5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п.

5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении).

При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, — 30 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, — 35 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, — 40 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, — 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2.

В соответствии с п. 15 ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п.

5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
— право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
— право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
— право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
— право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
— право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
— право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Это важно знать:  Основания для проведения служебной проверки

4. В соответствии с п.

5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год.

Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п.

5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст.

20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
— обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
— способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
— принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
— принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст.

115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.

Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета

«Право в Вооруженных Силах», N 3, март 2010 г.

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 28 Ноябрь 2018 в 0:05 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

Автор статьи
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.
Следующая
Общие вопросыФКЗ о правительстве российской федерации

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector